К сожалению, в истории человечества всегда были те, кто строил, и те, кто разрушал. Вот и к нынешнему времени ничего не изменилось, поскольку продолжаются разрушения архитектурных памятников, как в Москве, так и в других регионах России.
Поскольку мы говорим о храмах Наро-Фоминского района, то хотелось бы спросить читателя, а знает ли он, по чьим проектам они строились? Думаю, что кроме архитекторов Петра Петровича Буренина, по проекту которого возведён Никольский собор в Наро-Фоминске, и Матвея Фёдоровича Казакова, создавшего классический тип русской усадьбы с украшенной церковью Петра Митрополита Московского в Петровском, больше никого и не назовут. А имена архитекторов Н.Д. Иванова, перестраивавшего храм Михаила Архангела в усадьбе князей Шихматовых, И.Е. Бондаренко, переустраивавшего усадьбу в Афинеево; В.Д. Адамовича, работавшего в усадьбе В.П. Берга, знает лишь узкий круг специалистов. Таким образом, всех известных архитекторов, принимавших участие в усадебном и храмовом строительстве в Наро-Фоминском районе, можно пересчитать по пальцам.
По настоящее время не раскрыты архивные сведения об авторах проектов Сергиевской церкви в Могутово, построенной в стиле московского барокко, собора Рождества Христова в Верее и многих других храмов, построенных в стиле классицизма и барокко, являющихся памятниками зодчества и архитектуры. К таким храмам следует отнести и Преображенскую церковь в Спасс-Косицах, в строительстве которой принимал участие архитектор и инженер-строитель Карл Иванович Бланк (1728-1793) – один из последних мастеров барокко и раннего классицизма. Раскрыть секрет, кто являлся архитектором Преображенской церкви в Спасс-Косицах, помог не кто иной, как Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984) – российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества, основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре. Он считается спасителем от разрушения Собора Василия Блаженного. Он был и остается абсолютным авторитетом среди специалистов-архитекторов и реставраторов. На следующий год после его кончины в свет вышел четырёхтомник собраний сочинений писателя и лауреата Государственной премии СССР Владимира Алексеевича Чивилихина. В четвёртый том этого издания вошла его вторая книга роман-эссе "Память", посвящённая тысячелетней истории нашего Отечества. В ней на одной из страниц Владимир Алексеевич приводит свой разговор с Барановским относительно творчества Бланка, потомками которого были декабрист Н. В. Басаргин и путешественник П. П. Семёнов-Тянь-Шанский. Именно Пётр Дмитриевич рассказал писателю, что кроме постройки храмов Троицы в Серебряниках и Николы в Звонарях в Москве, здания Воспитательного дома на Москворецкой набережной, включая и другие его проекты усадебного и храмового строительства, при участии Бланка была построена церковь в Вышгороде, недалеко от Вереи. Но, в самом Вышгороде каменной церкви нет, и не было кроме двух деревянных: Крестовоздвиженской и Косьмы и Дамиана, впоследствии уничтоженных. А Бланк занимался лишь каменным строительством. Но в Вышгородской волости, принадлежащей графу Шувалову, сохранены две каменные церкви, построенные в Набережной Слободе: Успения Пресвятой Богородицы и в Спасс-Косицах Преображения Господня, ближе всего расположенные к Вышгороду. Отличить, какая из них принадлежит руке Бланка, не составило труда, поскольку Карл Иванович в своей архитектуре храмового строительства часто использовал такой элемент, как устройство на втором ярусе восьмерика, по углам которого устанавливались колонны дорического ордера. Эти архитектурные элементы имеет лишь колокольня Преображенской церкви. Об этом автор этих строк писал в районной газете "Знамя Ильича" ещё в конце восьмидесятых годов прошлого века в статье "Великое, лихое племя" о славянском племени вятичей, селившемся на берегах рек Нары и Протвы. Кроме этого, следует добавить, что Бланк работал над проектом восстановления Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в нынешней Истре. В те же годы Карл Иванович, как наиболее опытный московский архитектор, приглашался на управление крупными строительными проектами и до конца жизни был востребован частными заказчиками – и как архитектор, и как "консультант по изяществу". Он консультировал П.Б.Шереметева при постройке дворца в Кусково, там же сам выстроил оранжерею, Эрмитаж и Голландский домик. Видимо, тогда он и был приглашён Шуваловыми в своё поместье в Вышгородской волости, где в Спасс-Косицах принял участие в строительстве Преображенской церкви.
Примечание: При работе над материалом автор называет Вышгород так, как он назывался раньше, а не Вышегород, как называется сейчас.