С момента строительства Киевского шоссе и моста через р.Нару прошло более 70-ти лет. Мост пережил Великую Отечественную войну и не раз перестраивался и обновлялся, но своего прозвища «Тюремный» так и не потерял.
Вместе с тем всё начиналось с того, что Постановлением ЦИК и СНК СССР от 28 октября 1935 г. в НКВД СССР передали Центральное управление шоссейными и грунтовыми дорогами и автомобильного транспорта, в котором было сосредоточено все автодорожное хозяйство страны (строительство, ремонт и эксплуатация). Его местные органы передавались органам НКВД по территориальности. А в январе 1936 г. был издан приказ, по которому со всех строящихся и ремонтируемых дорожных объектов снимались все вольнонаемные рабочие и служащие. Вместо них для строительства и обслуживания дорог привлекались специально организуемые для каждого объекта осуждённые колоний из системы территориальных подразделений ГУЛАГ. Через месяц для обслуживания двух порученных ЦУДОРТРАНСу (вскоре переименованному в ГУШОСДОР) крупнейших автодорожных строительств, имевших стратегическое значение (шоссе Москва–Минск и Москва–Киев), были организованы, соответственно, Вяземский и Калужский исправительно-трудовые лагеря в непосредственном подчинении ГУЛАГ. Конечно же, среди этих осуждённых было много привлечённых по статье 58 УК РСФСР («Контрреволюционная деятельность»). Лишь в последние десятилетия стало известно более открыто, что сажали миллионами невинных людей по этой статье УК РСФСР, причём привлекали к ответственности и членов их семей. Муж пенсионерки и члена ВКП(б) И.Г. Смирновой был арестован и осуждён в декабре 1936 года как «враг народа» лишь за то, что был сыном бывшего фабриканта. Не смирившись с этим, Смирнова стала осуждать органы прокуратуры и обвинять в клевете органы НКВД. В ответ на это последовало решение бюро Наро-Фоминского райкома об исключении её из партии, несмотря на прежние заслуги. И это было ещё достаточно мягкое для неё наказание. Многие члены семей «врагов народа» отправлялись в заключение следом за ними.
После принятого Постановления ЦИК и СНК СССР о передаче в НКВД СССР управления шоссейными и грунтовыми дорогами Генеральным комиссаром государственной безопасности Генрихом Григорьевичем Ягодой 5 февраля 1936 года издаётся Приказ НКВД СССР № 0050 «О строительстве автомагистралей»:
Москва – Киев – с окончанием ее в 1937 году (без черного покрытия) и Москва – Минск – с окончанием в 1936 году (без черного покрытия).
В приказе указывалось, что эти автомагистрали имеют огромное народно – хозяйственное и оборонное значение. Возлагалась эта работа на комиссара государственной безопасности 3-го ранга Бермана Бориса Давыдовича, начальника ГУЛАГа НКВД СССР. Но 25 мая 1937 года его арестовали, и 16 июля 1938 года приговорили к расстрелу. Реабилитировали в 1956 году.
Кроме этого, приказом 0050 предусматривалось возложить ответственность за составление проектов, смет и планов строительства работ на Первого начальника ГУШОСДОРа, комиссара госбезопасности 1-го ранга Георгия Ивановича Благонравова. Его также арестовали 25 мая 1937 года, расстреляли 16 мая 1938 года. В 1956 году реабилитировали.
Несколько ранее ареста Бермана и Благонравова в апреле 1937 года, «ввиду обнаружения антигосударственных и уголовных преступлений», арестовали самого Генриха Ягоду, который был расстрелян 15 марта 1938 года. Но в отличие от многих, его так и не реабилитировали.
При этом, дорогой читатель, видимо, мы уже никогда не узнаем тех осуждённых, поимённо принимавших участие в строительстве Киевского шоссе и, возможно, расстрелянных или сгнивших заживо в других лагерях ГУЛАГА. Но нарофоминцы должны знать и помнить трагическую историю строительства Киевского шоссе и моста через речку Нару, прозванного Тюремным.
При подготовке статьи использовались материалы: М.Б. Смирнова, С.П.Сигачёва, Д.В.Шкапова «Система мест заключения в СССР 1929-1960»: Вячеслава Сачкова из Троицка Московской области, опубликованные на сайте «Правда и ложь о Катыни»; Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.- М.: 2002.