© Сайт "Боровский тракт" 2011

 
Павел Георгиевич Головин – полярный лётчик и лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Его именем названа одна из улиц города Наро-Фоминска.

Казалось бы, что нового может  сказать автор этих строк читателям «ЦГ» о Павле Георгиевиче, о котором писала не только местная пресса, но и центральная, и о котором имеются материалы в различных изданиях, в том числе в Интернете и, конечно же, в Наро-Фоминском краеведческом музее? Наконец, самим Головиным была написана изданная ещё в 1938 году биографическая книга  «Как я стал лётчиком».

И всё-таки новое – это хорошо забытое старое, о котором не грех порой  напомнить молодому поколению. Тем более, что совершались эти героические дела  в нелёгкое для нашей страны время индустриализации и коллективизации, эпоху всеобщего трудового подъёма и подвига, проходивших через жернова  сталинских  репрессий. 

Страна в начале 30-х годов испытывала острую нехватку лётных кадров в военно-воздушных силах. Брошенный в массы лозунг «Комсомолец, на самолёт!» стал девизом для молодёжи того времени. Во многих городах при Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), созданном в январе 1927 года, образуется сеть аэроклубов. Именно в аэроклубе начали свою карьеру конструктор ракет Сергей Королёв, лётчики, Герои Советского Союза Валерий Чкалов, Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Алексей Маресьев, Виктор Талалихин и многие другие. Среди них был и Павел Георгиевич Головин. В 30-х годах прошлого века при фабрике существовал аэроклуб и в Наро-Фоминске. Он располагался на южной окраине города. Там была установлена парашютная  вышка и был свой самолёт, на котором молодые ребята и девчата учились летать, а также учились прыжкам с парашютом. В этом аэроклубе Павел Георгиевич начинал свою будущую лётную карьеру. 
Павел Георгиевич Головин родился в Наро-Фоминске в 1909 году в семье служащих. Следует сказать, что тогда Наро-Фоминск ещё не имел статуса  города. Из воспоминаний краеведа Пименова следует, что его отец Г.П.Головин был заведующим хозяйством Наро-Фоминской фабрики. Их одноэтажный домик, в котором они жили, находился на улице Калинина. Исходя из этого, автор этих строк берёт на себя смелость предположить, что Павел Головин мог учиться  в 1-й советской школе, располагавшейся на улице Калинина. Таким образом, в этой школе до пуска 1 сентября 1936 года школы №7, преемника 1-й советской, в различное время учились три будущих Героя Советского Союза: Павел Георгиевич Головин, Иван Васильевич Травкин и Николай Иванович Григорьев. Но автор предупреждает, что в отношении Головина это пока непроверенное предположение.

Ещё в школьные годы Головин стал проявлять интерес к самолётам, начиная, как и все лётчики, с планеризма. В 15 лет он окончил школу и стал работать на Наро-Фоминской фабрике. Вместе с тем он  записался и в планерный кружок, где принимал участие вместе с другими кружковцами в планерных состязаниях. Желая связать свою жизнь с авиацией, он делает попытку поступить в военно-лётную школу, что  сразу ему не удаётся, и он поступает в Московский строительный техникум.  Но при этом Головин не прекращает заниматься в аэроклубе. В 21 год после окончания Тушинской лётной школы (аэроклуба) он получает звание лётчика и продолжает работу инструктором. Личное его знакомство с полярным лётчиком А.Д. Алексеевым помогает ему в 1934 году перейти на работу в Главсевморпуть, где он вместе с другими лётчиками занимается ледовой разведкой в Карском море.  Работа в Арктике  и освоение Северного морского пути надолго связывают его своей романтикой. Он занимается ледовой разведкой, перевозит зимовщиков, продовольствие, медикаменты, различное оборудование. А 5 мая 1937 года  первым из советских лётчиков на самолёте Р-6 (АНТ-7) пролетает над Северным полюсом. Данные его ледовой разведки помогли успешно провести операцию по посадке транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там дрейфующую полярную станцию «Северный полюс – 1».  Кроме этого, Головин принимал участие и в высадке экспедиции И.Д. Папанина на Северный полюс. За образцовое выполнение задания правительства и героизм, проявленный в период высадки и работы северной экспедиции, 27 июня 1937 года Павел Георгиевич Головин был удостоен звания Героя Советского Союза. После получения звания Героя он продолжает лётную работу в арктических просторах. Весной 1938 года  принимает участие в снятии моряков с зажатых льдами кораблей «Седов», «Садко», «Малыгин». Летом этого же года Головин на двухмоторной амфибии совершает перелёт по маршруту Москва-Уэлен-Москва общей протяжённостью 29 тысяч километров. 

С 1938 года Головин на испытательной работе. Он испытывает самолёты конструкции Н.Н. Поликарпова. В 1939-1940 году принимает участие в советско-финской войне, при которой сбывается его мечта и он становится военным лётчиком с присвоением воинского звания полковника. После окончания советско-финского военного конфликта продолжает работу по испытанию самолётов. При испытании очередного самолёта 27 апреля 1940 года он трагически погиб вместе с экипажем. 

Покажется невероятным и странным, но 15 декабря 1938 года при испытании другого самолёта конструкции Н.Н. Поликарпова погиб другой легендарный лётчик - Валерий Павлович Чкалов.
Система комментирования SigComments
Валерий Ипатов: Наро-Фоминск: улица Головина
Материал был опубликован в газете "Центр Города"