Завещание, или духовная грамота великого князя Московского Ивана Калиты (1283 – 1340) составляет в себе очень важную культурно – историческую ценность. Прежде всего, с неё начиналась документальное прошлое Москвы и Подмосковья, часть которого занимает и наш современный Наро-Фоминский район. Калита правил Москвой с 1325 по 1340 годы и в период этого правления им перед отъездом в Орду было составлено два духовных завещания. По мнению некоторых исследователей истории Москвы, они были изданы в 1336 – 1339 годах. Историк М.Н.Тихомиров (1893 – 1965) академик и крупнейший московед, в своей книге «Древняя Москва XII – XV вв» на её страницах дающий характеристику правления Ивана Калиты не пишет когда эти грамоты вышли в свет. В свою очередь, архимандрит Леонид Кавелин (1822 – 1891), на труды которого мы также опираемся в своих краеведческих исследованиях, в книге «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении», изданной синодальной типографией в 1878 году, на первой странице пишет, что духовною грамоту Ивана Калиты: «обыкновенно относят к 1328 – 1331 годам». Конечно, может показаться странным, почему Михаил Николаевич Тихомиров в своей работе о древней Москве не ссылался на него, как на авторитетнейшего историка своего времени. Несомненно, сам Тихомиров не мог быть незнакомым с книгой Леонида Кавелина, изданной за 15 лет до его рождения. Но объяснение этому даёт видимо само время борьбы и противостояния советской власти в период сталинских репрессий с церковью. Найти книги М.Т. Тихомирова по истории Москвы XII – XV веков и средневековой России не представляется сложным их можно найти в публичной библиотеке или на книжных развалах столицы. Ну, а книгу архимандрита Леонида Кавелина «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении» наш читатель и исследователь истории Подмосковья может встретить на «Книжной полке» историко-краеведческого сайта Наро-Фоминского района «Боровский тракт». О том, что духовная грамота Ивана Калиты написана в 1328 году и напечатана «В собрании государственных грамот и договоров», Т.I №22, сообщает нам и «Хрестоматия по истории СССР». Т. I., составленная В.Лебедевым, с группой авторов, которая была издана в Москве в 1940-м году. Мы в своём краеведческом исследовании придерживаемся такой же установленной историками даты. Ну, а чем интересно завещание Ивана Калиты может спросить нас не искушённый в истории читатель? Заметим, что благодаря лишь этому документу, мы имеем сведения, о принадлежащих Калите владениях доставшиеся ему от отца, и приобретённые им самим в пределах московского княжества. Среди них упомянуты волости, сёла, деревни и так далее, определён порядок распределения их членам княжеского дома, порядок хозяйственного управления, а главное закладывалась правовая норма престолонаследия и последующая традиция управления княжеством после смерти великого князя. Правда Василий I праправнук Калиты первый её и нарушил, предоставив наследовать княжеским домом своему сыну, а не оставшемуся в живых брату Юрию Дитриевичу. В завещании Ивана Калиты мы встречаем названия 37-и сёл московского княжества, среди которых сёла Рюховское и Каменское на реке Наре. Как известно к сёлам относились населённые пункты, в которых была церковь, к сельцу относились селения, где размещался дом помещика, а деревня состояла лишь из одних крестьянских изб. В Каменске стоит самая древняя в Подмосковье каменная Никольская церковь. Крупный в своё время историк и архитектор, исследователь древнерусского церковного зодчества Б.Л. Альтшуллер (1926 – 1998), участвуя вместе с историком и археологом М.Х. Алешковским (1933 – 1974) в масштабных археологических исследованиях этого храма определили, что возведён он был первоначально каменным, относя начало строительства ко второй половине XIV века. Но, как видим и о чём писали ранее на страницах газеты «Центр города» в очерке «Никольский храм в селе Каменском» №50 (421) от 18.12. 2013 г., как раз в день рождения автора этих строк, сам этот храм был возведён не во второй, а первой половине XIV века, то есть при Иване Калите, а может и ранее. Церковь в селе Рюховское видимо исчезла в Смутное время и в истории не упоминается, исчезло и само это село а, напротив, него, через речку Нару расположилась деревня Ерюхино существующая по настоящее время. В завещании Ивана Калиты мы встречаем первое упоминание о Фоминском, Суходоле и сельце на Масе, купленном у Афинея которые вместе с другими владениями достались его сыну Ивану, будущему великому князю Ивану Красному отцу Дмитрия Донского. В духовной грамоте Ивана Красного сельцо, купленное Калитой у Афинея, записано как Афиньевское, то есть нынешнее Афинеево с расположенным в нём храмом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Об историческом прошлом Афинеево мы также ранее писали и не будем на этом останавливаться и повторяться. Каким статусом обладало Фоминское и Суходол в те времена Калита в своём завещании не указывает и только в духовной грамоте Дмитрия Донского 1389 года встречаем, что Фоминское, Суходол с Ыстию, с Истервую, Вышгород, Плеснь были Звенигородскими волостями. В древнерусском праве к волостям относили территории и земли небольших удельных княжеств. Из Фоминского образовался Наро-Фоминск, о чём пишет и Леонид Кавелин. Суходол с реками Истью и Истермой превратились в Суходольский стан Боровского уезда, а позднее из него образовалась Рождественская волость, вошедшая в 1918 году в состав образованного Наро-Фоминского уезда. Плеснь это не что иное, как нынешнее Плесенское. Ну а Вышгород это посёлок на Протве. Таким образом, все эти селения, впервые упомянутые в завещаниях Ивана Калиты, его сына Ивана Красного и Дмитрия Донского составляют общую историю нашего Наро-Фоминского района, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов.