© Сайт "Боровский тракт" 2011
 

1. Введение

2. На берегах Нары и Протвы двадцать тысяч лет назад

3. Вятичи            

4. О венедах  из  легенд

5. Венеды  потомки  ариев

6. Рюриковичи  венедской  крови

7. Великое  племя

8. Эпилог     


ВВЕДЕНИЕ

С песен вещей птицы Гамаюн начинались многие русские народные предания легенды и былины, рассказывающие  о  подвигах наших предков восхваляющих  героизм и мужество,  любовь и преданность к отечеству и  родной  Земле. К сожалению в настоящее время мы не найдём письменных источников рассказывающих о том, что происходило на русской земле например до Рождества Христова.  Ведь официальная история России начинается  с древних летописей, называемых «Повестями временных лет», составленной  иноками Киево-Печерской лавры Нестором и Сильвестром и написанные  примерно в X веке нашей эры или через тысячу лет после Рождения Христа.  Причём  следует отметить, что эти летописи  не раз подвергалась новой редакции.  Тот же   Сильвестр  одним из первых стал их переписывать.  И после него они ещё много раз переписывались и подвергались новой редакции, такой, какой нужно было церкви и  управлявшему Киевской Русью князю. Таким образом, отвечают ли Повести временных лет истине и отражают ли они действительное положение  описываемых в них событий,  никто не скажет.

Данный материал посвящён древнему славянскому племени вятичей,  с середины первого тысячелетия заселявшего  берега реки Оки и её притоков. Они занимали огромную территорию нынешних Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской Московской и частично Брянской областей. В «Повести временных лет» вятичам и их образу жизни  дана далеко не лестная  характеристика.  И  «ели не всё чистое» и «жён умыкали по сговору» и «сквернословили при снохах» и так далее и тому подобное.  То есть, следуя строчкам  летописей, получается, что сами вятичи были невежественным народом и низким по  своему культурному и экономическому уровню развития.


Вместе с тем, летописи  не рассказывают  о языческой славянской Руси, будто до её христианизации  ни русской земли, ни самого русского духа, в её истории не существовало.  А русская письменность появилась  только лишь с приходом на Русь Кирилла и Мефодия,  и будто бы  славяне, включая и вятичей, до этого не знали ни букв, ни счёта, а историю своего прошлого передавали лишь из уст в уста, превращая их в легенды, мифы и сказки. Однако историками давно доказано, что ещё за долго до  Кирилла и Мефодия славяне владели письменностью, а вятичи в своём развитии были очень далеко от приклеенного им иноками Киево-Печерской лавры клейма невежественности.


Мы  не претендуем на истину в последней инстанции.  Об исторической правде и не правде, о легендах, мифах и сказках древнего славянского племени вятичей  будет здесь рассказано, ну а благодарный читатель пусть сам сделает свои выводы.


НА  БЕРЕГАХ  НАРЫ  И   ПРОТВЫ ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД


Своё  начало Нара берёт из озера Полеское, так оно называлось на карте Московской губернии восемнадцатого века. На  современных картах указывается, как Полецкое. Многие  озёра и реки Подмосковья образовались  в Ледниковый период.   Видимо с этого времени и следует вести отсчет  начала их жизни. При этом трудно себе представить,  что когда-то здесь была  лишь бескрайняя снежная пустынь, и нечего кроме синего от мороза снега  вокруг тут не было, как и не было ни одного живого существа. Но так  полагали лишь до определенного времени, пока археологами в 1980 году в Зарайске на берегу реки Осетр не была найдена одна из самых древних, обнаруженных  в Подмосковье  стоянок человека периода палеолита. На её месте археологи нашли скопления костей мамонта, служившего основной добычей охотников ледниковой эпохи, сотни орудий из кремня – резцы, ножи, скребки, в том числе и   человеческие останки. Возраст этого стойбища составлял не меньше двадцати тысяч лет. Другую стоянку, более молодую эпохи мезолита, промежуточную между палеолитом и неолитом  нашли уже в Дмитровском районе Московской области. Таким образом,  территория  нынешнего  Подмосковья в период  создания  Ледником  его географического рельефа,  существующего и поныне,  активно уже осваивалась  людьми в период палеолита.  Это вселяет уверенность в том, что пройдет время,  и возможно ещё найдут  в подмосковной земле,  в том числе  и на реке Наре, стоянки подобной по возрасту, найденной в Зарайске,  а может быть и  более древней.
Когда же впервые человек стал активно осваивать берега  Нары, и её притоки с точностью не скажут  даже археологи. Из материалов Наро-Фоминского краеведческого музея можно лишь подробно узнать  о небольшой горстке курганов, могильников, городищах и селищах  древних людей, найденных на берегах рек Протвы и Нары.


Река Протва пожалуй самая живописная на юго-западе Подмосковья,   берёт своё начало в небольшом болоте северо-западнее деревни Замошицы Можайского района. Её протяжённость составляет около 282 километров.   Протва и Нара  следуют своим извилистым путём по Московской и Калужской областям, почти параллельно друг другу, где обе впадают в Оку Серпуховского района столичного региона.  


Между тем известно, что  в подмосковной земле вплоть до её заселения славянами то есть примерно до середины первого тысячелетия нашей  эры,   жили племена  финно-угорской  группы меря и мурома.  К ним относятся  и ныне живущие в Российской Федерации народы мордва-эрзя и мордва-мокша, коми-зыряне и коми-пермяки, марийцы и удмурты, карелы и эстонцы. Краеведы и историки считают, что эти народы оставили о себе память  в названиях   подмосковных рек.    Нынешнему поколению привычны их  названия Москва, Протва, Истерва, Истра, Нара, Пахра, Ока и ряд ещё других более мелких рек и речушек.  Но дать точное объяснение их названию дело всё же безуспешное.  Пожалуй,  лишь кроме реки  Оки, которую с финского  переводят как «йокки»  то есть река. Многие из этих историков и краеведов считают, что  Москва-река, Протва, Истерва, Истра, Пахра, Нара и ряд других рек Подмосковья, имеющие характерные для них окончания «ва» или  «ра», также произошли из  финно-угорских языков и являются их гидронимом.  На современном языке эти гидронимы расшифровываются, как «вода», «река».  Но есть и такие исследователи истории, которые отвергают их происхождение  от финно-угорских языков, в том числе и Нару считая при этом, что своё название эта река получила в период расселения здесь славян и означает «петля», «изгиб реки». Другие же полагают, что Нара получила своё имя от осуществляемого нашими предками на ней промысла бобров отсюда и название «бобровая-река».  Но есть и такие, которые связывают название реки Нара с древнеармянской богиней воды, морей, дождей, рек, источников – Нар. Об этом ссылаясь на академика Ереванской Академии Наук Капелянца,  впервые указал в своей книге «Откуда есть пошла земля Нарофоминская» краевед Козлов. Но, он глубоко  ошибался, поскольку согласно армянской мифологии богиней воды, моря и дождя древние армяне называли – Цовинар, а не – Нар.  А вместе с тем  если учесть,  что предки славян  праславяне пришли в Европу из Малой Азии, в том числе из тех земель, занимаемых в настоящее время  этническими армянами, то такая взаимосвязь вполне возможна. Но не с армянской культурой, а   дохристианской культурой  индоевропейцев или праславян, которая была родственной индийской ведической культуре.  О чём мы расскажем  далее в следующей главе.  



ВЯТИЧИ

Из славян  по  всему Окскому водному бассейну,  к которому относятся,  её подмосковные притоки Москва-река, Клязьма, Лопасня, Протва, Осетр, Истра, Руза  и конечно же Нара были заселены   племенами  вятичей.  В Наро-Фоминском районе их стоянки и захоронения обнаружены в деревне Митяево на Протве, и у  деревни Новинское Наро-Фоминского района. Причем в Митяево было вскрыто 22 кургана вятичей. Здесь нашли литейные формы для изготовления женских украшений, механический замок, что говорило о существовании в ту пору частной собственности, различные орудия труда.


Но это данные, приведенные только из официально опубликованных научных источников, одним из которых является книга известного российского археолога Александра Александровича Формозова «Следопыты земли Московской», в которой он рассказывает о первых археологах и сделанных ими  в Подмосковье открытиях.  Но при этом мало кто знает, сколько  было найдено памятников древней культуры практически, ни кому не известными, простыми энтузиастами и любителями истории, не стремящихся к широкой известности краеведами и  находки которых так и остались не отраженными официальной исторической наукой.  


Впервые в 20-х годах XIX века в работах археологов Ходоковского и Калайдовича упоминались установленные ими древние городища вятичей на реке Протве в Вышгороде  Верейского уезда,  да и в самом городе Верее.


Прибрежные земли Нары  и Протвы на которых словно бисер  рассыпались  поселения славян, были всего лишь маленьким кусочком и неприметным лоскутком земли на огромной,  занимаемой вятичами территории, которая охватывала современные  как мы и упоминали ранее Тульскую, Орловскую,  Рязанскую, Калужскую,  Московскую и частично Брянскую области.  Многие годы бились и бьются историки, а вместе с ними и филологи над вопросом, откуда пришли вятичи, что означает их имя и кто их предки.  Из  «Повести временных лет» известно лишь, что  привел их   от  «ляхов», то есть поляков к берегам реки Оки и её притоков,  их вождь и глава рода по имени Вятко,  от него  они и получили своё имя.  Но  это всего лишь   легенда.  Но, а вот уже не из легенд. В начале прошлого века выдающийся языковед и историк  А.А. Шахматов (1864-1920) пришел к выводу,  что вятичи  происходят от венетов или венедов, впервые упомянутых в трудах римских историков Плиния Старшего,  Корнелия Тацита,  александрийского астронома,  математика и географа Клавдия Птоломея. О самих венедах было известно ещё  в Древней Греции, где большим спросом пользовался добываемый ими Солнечный камень или янтарь с побережья Балтийского моря.


В  Средне-Дунайской   низменности на берегу реки Дунай венедами была основана  Вена,  а в Северной Италии – Венеция.  Но прежде, чем эти города стали исторической и архитектурной жемчужиной современной Европы, им в своём прошлом предстояло прежде пройти непростой, жестокий и кровавый  путь. Во втором веке нашей эры на месте нынешней столицы Австрии  стояла  каменная крепость венедов Виндобож или, как называли её римляне Виндобона. Эта крепость занимала господствующее   на Дунае положение, контролируя  по реке торговые  и внешние сношения  Запада с Востоком, чем и привлекала римлян желавших собственного контроля над территориями Дунайского водного бассейна. Римские легионы в течении 13 лет с 167 по 180 гг. н.э. вели с венедами за эту крепость  упорную войну, во Всемирной Истории  она получила название Маркоманской, от имени маркоманов, предков германцев. Вместе с венедами маркоманы в течение 20 лет воевали с Римской империей. Командовал в ту пору римлянами сам  император Марк Аврелий. Успешно сдерживая натиск маркоманов на земли римской империи,  твердыню венедов он всё же захватить не смог,  скончавшись у её стен в 180 году нашей эры.  Но следует сказать, что венеды не всегда были врагами Рима и за оказанные услуги в борьбе с северными «варварами» теми же  германцами им предоставлялись для заселения территории империи в северной части Италии, где и стоит нынешняя Венеция. 



О ВЕНЕДАХ  ИЗ  ЛЕГЕНД

Венеды занимали огромную территорию от Карпат до самого Балтийского моря.   Финский залив в прошлом назывался  Венедским морем. Да и сами Карпаты назывались Венедскими горами.  Таким образом,  легенде о приходе  вятичей,  потомков венедов, с территории нынешней  Польши можно относиться вполне серьёзно.  Но если прародиной  вятичей  были земли занимаемые венедами,  то прародиной самих венедов сначала была Малая Азия,  откуда они и пришли в Европу.  По этому поводу существует  легенда о прародителе  Венедов Ване. Согласно ей,  Ван был женат на дочери Святогора Мере, и у них родился  сын Садко. Всё это происходило до Всемирного Потопа, который случился после того, как Святогор попытался поднять сумочку с земной тягой. После этого Святогор превратился в святую гору, называемой в настоящее время Арарат, Меря стала рекой Мерид, а Ван – озером. Все эти географические объекты и гора Арарат и река Мериде и озеро Ван находятся недалеко друг от друга  на территории нынешней  Турции, на которой  проживают и сейчас этнические  армяне.  В этих же легендах упоминаются и скифские племена моски, положившие начало роду московитов и видимо Москве. А вот ещё один из мифов, приведенных А.И. Асовым в своей книге «Атланты, Арии, Славяне. История и вера»: «Венеды, по «Книге Велеса»,  произошли от Венда, сына Скифа, у коего был брат Словен, основавший легендарный Словенск. Сам же Венд родил кисека, родовича готов – германцев. То есть в «Книге Велеса», на которую ссылается Асов,  говориться о прямом родстве готов-германцев и венедов. Венеды,  также как и готы, пришли в свои земли из Северного Причерноморья, с Дона (а ранее, во время Ария Оседня, они были в Передней Азии). Часть их (синды и инды) так и остались в Синдике – области на азиатском берегу Боспора Киммерийского (Керченского пролива).


Вместе с вендами к Карпатам и Балтийскому морю тогда, согласно «Книге Велеса» (Троян III, 2:3), пришли и русы: «русичи шли с вендами, а те хотели унести богов своих к морю». И было это во времена Арианты: «за тысячу пятьсот лет до Дира» (Троян III, 1:1), т.е. в VI веке до н.э. И был тогда старейшиной «Щеко из ариев».


Легендарные Кий и Щек  знакомы нам,  как основатели  города Киева, а вот, что касается  основания Москвы, опять же приводим цитаты из книги Асова: «В 597 – 598 гг. род Моска (Мусокия) был вынужден, переселится на Север с Дуная. В античные времена Дунай называли  Истрой. В новые земли, согласно «Книге Велеса», пришли роды радимичей и вятичей. Об этом же говорит и «Повесть временных лет», в коей сказано, что вятичи ведут свой род от патриарха Вятки, пришедшего с братом Радимом «от ляхов», точнее – из  Волыни.  Они же были волынянами-месками (москами, мосоками, москалями пр). Тогда они пришли на берега реки, названной ими Москвой-рекой, Поселились и на подмосковной речке, названной ими Истрой (в память об Истре – Дунае). Вместе с Моском пришло и племя дунайских кельтов-фелидов, заложившие село Фили».


Любопытно, что  и у известного русского историка  Ивана Егоровича Забелина (1820 – 1899), в его книге «История города Москвы»,  есть упоминание о вожде Мосхе, Моске и о том, что реку Москву  прежде называли  Смородинкой.


Ну, а о том, что в названии реки Нара может иметь место  древнеармянская  составляющая,  корни, которой уходят  историю  праславян  к самим ариям и в их ведическую культуру,  занесенную  сюда вятичами потомками венедов, может иметь, как говорят юристы законную силу. Но она пока только версия,  не подкреплённая документально, из-за чего является лишь легендой.


ВЕНЕДЫ  ПОТОМКИ  АРИЕВ

Далее А.И. Асов в своей книге «Атланты Арии Славяне пишет: « «Книга Велеса» говорит об исходе праславян из Индии, из Пенжа, под водительством отца Яруны в V тыс. до н.э. Тогда арии из рода Яруны пришли на Кавказ и Карпаты.


Следующее расселение праславян происходило уже при отце Богумире, а потом при его потомке Арии Оседне. Эти расселения происходили с Южного Урала и Семиречья. Тогда праславяне – арии, предки венедов и вятичей  пришли в Европу.


В то же время, что и роды Ария Оседня (арии ведического вероисповедования), в Европе расселялись венеды (арии веры Индры). По-видимому, они пришли вместе с Оседнем, но не из Семиречья, а из Передней Азии, где они жили задолго до похода Ария.


От венедов (вендов) свой род ведут восточногерманские и западнославянские роды (полабские славяне, поляки, а также вятичи, пришедшие где-то в VI веке н.э. на Русь «от ляхов», согласно «Повести временных лет»).».     


Александр Игоревич Асов по своей первой профессии, как он сам о себе пишет геофизик. После окончания  Московского  государственного университета  работал по своей специальности, но при этом увлекся  славянской и праславянской культурой и их религией, о чем им написано несколько книг и несколько десятков статей. Однако, другой более известный в  научных кругах историк и философ, писатель и публицист, автор двух десятков книг и более трёх сотен публикаций, доктор исторических наук Сергей Вячеславович Перевезенцев, работы Асова  иначе, как научно-фантастическими сочинениями не называет. Но, и сам признаёт, что виновата в этом, прежде всего наука, т.к. не использует свои возможности в полную силу.


Славянская мифология в нынешнее время действительно вызывает огромный интерес, а «язычество» стало входить в моду. Как Библия для христиан, так и для сторонников язычества «священным писанием» является «Книга Велеса».  Любой интересующийся  найдёт её в Интернете и откуда  узнает, что «Книга Велеса» - это Священное писание славян, которое  якобы было вырезано на буковых дощечках новгородскими жрецами «волхвами» в IX веке нашей эры. В ней же отражена вера и история многих европейских и азиатских народов с 20-го тысячелетия до нашей эры,  включая и славян.  Однако кто перевёл её  со старославянского, и наконец, где сами эти буковые дощечки, которые если говорить точно, являются  бесценными памятниками истории и культуры, информации по этому поводу  нет.


Таким образом,  «Книгу Велеса» пока можно считать, хоть и приближенной к исторической действительности красиво придуманным мифом или сказкой. Но ввиду отсутствия другой информации, она тем самым  и вызывает к себе интерес. Поэтому и в данной  работе приводятся  выдержки  из самой книги Асова  «Атланты Арии Славяне», и в которой    он приводит сведения на основе не известных и не доступных многим источников.  


Ну а теперь  не из мифов и легенд.   В своей книге Асов публикует фотоснимки,  скульптур голов женщин, выполненных по найденным  археологами черепам  людей, жившим близ горы Арарат в I-II тыс. лет до нашей эры.  При   сравнении их со скульптурой головы женщины из племени вятичей, обнаруженной в одном из курганов Звенигородского района Московской области отличий в них совершенно нет, все они единого славянского типа.  А это  ещё раз говорит  о внешней общности  живших в Подмосковье славян, с древними  индо-иранскими корнями, то есть с людьми, жившими когда-то   на территории нынешней Армении у горы Арарат. Любопытно, что именно к ней  по Ветхому Завету в период Всемирного потопа причалил свой ковчег легендарный Ной, сыновья которого Сим, Хам, Иафет  стали родоначальниками заселивших  землю народов.   Но, при этом  следует добавить, что у тех же древних армян,  не могло быть своих только их богов  подобных  упомянутой выше богине морей, рек, озёр и истоков с именем – Нар, скорее всего она имеет ведические корни.   И возможно, что как  в названии  рек Москвы от Моска, подмосковной Истры от Дуная, в названии села Фили от кельтов-фелидов,  своё название река Нара могла получить  от  потомков  венедов  вятичей.

РЮРИКОВИЧИ  ВЕНЕДСКОЙ  КРОВИ

От  венедов-бодричей  ведут свою родословную и  первые Рюриковичи.  Бодричи или иначе ободриты – это родственное венедам славянское племя,  заселявшее побережье Балтийского моря. О первом Рюриковиче следует рассказать  подробней,  поскольку он не только основатель царской династии, пресекшейся  в XVI, но и многих отличившихся своими заслугами перед отечеством древних дворянских родов, включая князей  Черниговских под властью, которых впоследствии находились вятичи. От Черниговских  князей  начали свой род известные в отечественной истории князья Оболенские и Тарусские от них пошли князья  Долгорукие, Тюфякины, Репнины, Волконские, Овчинины, Телепнёвы, Курлятевы, Барятинские, Щербатовы и прочие. И не  раз  при разных государях Московских и всея Руси, а затем и российского императорского дома они попадали в жестокую опалу. Несмотря на их  заслуги рубили головы Оболенским, Лыковым, Долгоруким, Серебряным – тоже  из рода Тарусских и Оболенских князей,  ссылали Репниных, гнали Волконских, а делалось это лишь для того,  дабы принизить их родовитость,  унять  претензии, а порой и для того, чтобы просто лишить   родовых вотчин  на земле вятичей.


Создатели «норманнской теории», о происхождении Русского государства, немецкие учёные: Г. Байер, Г.Милер, А. Шлёцер, которых  пригласили в XVIII веке преподавать в Санкт-Петербургском университете   считали  Рюрика норманном, норвежским или шведским конунгом и варягом.  Однако своё родословие он начинает всё же от венедо – ободритских правителей, а что до варяга то это всё же не этническое имя  а,  по-видимому,  род занятий, связанный с разбоем и войной.  Но вот  Сергей Вечеславович  Перевезенцев  считает иначе. По его мнению, варяги это  этнос.  При этом в своей книге «Россия великая судьба», он публикует  родословие,  где Рюрик   не просто основатель нового правящего дома, а выходец из венедо-ободритских князей. Но так, как венеды-ободриты это народ,  а значит и этнос,  то тогда к кому относить варягов? Остаётся лишь к роду их занятий.


Продолжая тему родословной рюриковичей, следует сказать, что само имя  Рюрик, возможно, происходит от имени священной птицы венедов–ободритов  сокола Рарога, в честь которого и получила своё название  их столица.  В  Рароге, нынешним Мекленбурге,  правил  Годлиб  (по другим источникам  Годослав). Гостомысл видимо дядя Годлиба выдал замуж за него свою дочь Умилу и у них родился сын, которого и прозвали Рюриком.  По некоторым источникам Гостомысл погиб в битве с Людовиком Немецким  в 844 году, а зятя его Годлиба  повесил ещё раньше Готфрид Датский  (по другим источникам Готтрик), захвативший  столицу ободритов в 808 году.  В 870 году Рюрика призвали на княжение в Новгород,  куда он и пришёл  согласно древнерусским летописям со своими братьями Синеусом (по другим источникам Сивар) и Трувором (иначе Трувар).   Династии Рюриковичей было посвящено огромное количество исследований и в большой своей части,  противоречащих друг другу, по этому,  материал, изложенный в этой работе, не претендует на истину в последней инстанции.


ВЕЛИКОЕ   ПЛЕМЯ



Занимая земли  по всему Окскому водному бассейну, вятичи были  закрытым и воинственным народом достойными потомками своих предков  в 907 году они принимали участие в походе Олега на Царь-град, при этом не пускали на свои территории и посторонних,  смельчаки, пытавшиеся это сделать, чаще всего гибли. Пройти через их земли чужестранцу – путешественнику  или иноземному купцу и остаться  при этом  живым  считалось неслыханным  героическим поступком.  Вместе с тем,  они вели обширную  торговую деятельность за пределами своей территории. По данным археологов на их землях найдено  самое большое количество денежных кладов, среди которых и арабское серебро VIII - X.  Это привело многих ученых к выводу, что   вятичи опережали  все   восточнославянские  племена и всю Киевскую Русь вместе взятых по своему внешнеэкономическому торговому обороту. Они и дольше других племен сохранили  своё имя, а вместе с ним и свои племенные особенности. Владимир Алексеевич Чивилихин  привел по этому поводу следующие данные: «Поляне последний раз упоминаются в летописи под 944 г., древляне в 990 г., словене в 1018 г., кривичи в 1127 г., дреговичи 1149 г., радимичи в 1169 г., северяне в 1183 г. Вятичи – жили  без князей и долее других самоуправлялись народовластием и старейшинами, в последний раз они упомянуты летописцем по своему племенному имени  в 1197 году.  Владимир Алексеевич дал и расшифровку самому имени вятичи, что означало «большие люди» или «великое племя» (т.4 . с.514)..


Долголетию в самоуправлении вятичей предшествовала тяжёлая более чем полутора вековая борьба за независимое существование. С трудом  Киевским князьям  удавалось распространить на них своё влияние, сначала направляясь походом в Волжскую Булгарию, в 966 г. на них наложил свою дань Святослав.  Затем два года в 981 и 982 г.г. их покорял  Владимир Красное Солнышко.  Дважды около 1117 г.  ходил на вятического вождя Ходоту и его сына  сам Владимир Мономах. В его же правление противясь христианизации и оставаясь преданными своим языческим богам, вятичи убили  киевского миссионера Кукшу и его ученика. Нелегко было, дотянутся до вятичей и Юрию Долгорукому,  получившему своё прозвище за постоянное посягательство на чужие земли. В 1154 году было, он протянул до них свои руки, однако не вышло: «Пришедшю же ему в Вятиче и ста, не дошед Козельска» сообщалось в летописях.  Видимо   город вятичей Козельск  был так хорошо укреплён, что Долгорукий не решился его штурмовать,   повернув свои дружины назад.  Долгое время  живёт, и ещё будет жить в памяти народной героический  подвиг  козельчан, до последнего вздоха и последней капли крови,  оборонявших свой родной город в двухмесячном   штурме его от полчищ Батыя.


Летописи сохранили чуть более двух десятков городов, принадлежащих вятичам, не все из них сохранились  до наших дней,   междоусобные  распри, многочисленные войны и наконец само время давно стёрло их с лица земли, оставив  лишь свои названия. До наших дней донесли  арабские источники сведения о трёх военных племенных союзах славян  Славии – Новгородская земля, Куяве – с центром в Киеве и Артании, о которой мало, что известно и существуют лишь ряд предположений, что это  Эрдзань или Рязань – город вятичей.  Из всех городов, принадлежащих вятичам,  и располагавшимся на территории Подмосковья нам известны лишь два Коломна и  Москва.

ЭПИЛОГ

Москва город вятичей и в будущем  центр московского княжества, которому положил начало,  всё же не Юрий Долгорукий как принято считать, а Даниил младший  сын  Александра Невского.  Следующая половина тысячелетия будет наполнена масштабными событиями по всей земле, и соразмерно этому масштабу будет жить и Москва. Грядущие нашествия с востока, севера, запада и юга на весь славянский мир породят великий и многовековой подвиг потомков венедов и вятичей. И уже москвичи, калужане, рязанцы, туляки, орловцы, тверяки, смоляне, владимерцы, костромичи, нижегородцы, ярославцы, вологодцы и другие народы образуют этническое ядро великорусской нации, и создадут вокруг Москвы вместе с потомками других восточнославянских племён могущественное   государство под именем Россия.

Но вместе с тем, если говорить о вятичах,  то  история говорит, что вятичи в эпоху средневековья не были отсталым и невежественным  народом, что «жили в лесу и молились колесу», как говорят об этом летописи. В земле вятичей было более 20-и городов. Это: Блове, Воротынск, Девягорск, Дедославль, Домагощ, Карачев, Козельск, Коломна, Колтеск, Кромы, Любыньск, Москва, Мценск, Новосиль, Пронск, Свирельск, Серенск, Тешилов, Трубеч, Ярышев.    У вятичей  дольше других восточнославянских племенных союзов сохранился вечевой способ общественного управления и пережитки язычества, но неподкупная археология засвидетельствовала высокий уровень их культурного и хозяйственного развития их оборотистость и мобильность. Археологические открытия говорят о международных связях вятичей в VIII – X  веках, и особенно с Востоком.  Когда же учёные нанесли на карту расположения кладов серебряных арабских монет-дихрем, то  выяснилось, что вятическая земля в тот период превосходила по масштабам торговых операций с Востоком все другие районы средневековой Руси, а также все другие славянские земли «Клады в земле вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях (!)»  (Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв М, 1982, с.280). Кроме этого на карте опубликованной Б.А. Рыбаковым в ареал наибольшего распространения вятических кладов арабского серебра вошёл и водный бассейн реки Вятки.


«Само имя «вятичи», как блестяще доказано А.А. Шахматовым, происходит от древнего названия славян «венто». Римляне сделали из этого названия, как известно, венедов, и Тацит так называет славян. Отсюда же происходит племенное имя вендов. Из «венто» приставкой обычного для славянских племён суффиксов получается «вентичи», а в следующем «вятичи». Именно на земле вятичей зародилась Московская Русь, ставшая центром централизованного российского государства имя, которого Россия.

Литература: 

1. В.Татищев. История Российская. Т.3, М; АСТ Ермак; 2005.;
2. Н.М. Карамзин. История государства Российского. Калуга, «Золотая аллея», 1993;
3  Сергей Перевезенцев. Россия великая судьба. Белый город, М., 2006;
4. Государственный архив Калужской области, Калужский край. Документы и материалы. Кн.1, Калуга,1976;
5. Л.В.Блонский. Царские, дворянские, купеческие роды России. М.;ООО «Дом Славянской книги», «Вече», 2007;
6. Ю.Ф. Козлов. От князя Рюрика до императора Николая II. Саранск; 1992;   
7. В.Чевилихин «Роман-эссе Память» М., 1985;
8. А.Формозов «Следопыты земли Московской», М. 1988;  
9. А.И. Асов «Атланты, Арии, Славяне. История и вера», М, 1999.

В.Ипатов ©

Система комментирования SigComments
Легенда о вятичах