Но, если мы встречаем в завещании Ивана Калиты упоминание о Каменском и Рюховским на реке Наре, как сёлах то каким статусом обладало в то время Фоминское, мы не знаем. Нет конкретного ответа на этот вопрос и в завещании Ивана Красного. И только из Духовной грамоты Дмитрия Донского 1389 года узнаём, что Фоминское являлось Звенигородской волостью, которая досталась сначала его сыну Юрию, а затем и внуку звенигородскому и галицкому князю Дмитрию Юрьевичу Шемяке, отравленному собственным поваром. В древнем русском праве волость означала территорию, находившуюся под одной властью, и поэтому первые летописцы называли волостями княжества и земли. Кстати и архимандрит Леонид в миру Лев Александрович Кавелин в своей книге «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении», которая была издана ещё в 1878 году московской синодальной типографией также относит Фоминское к волости, с момента упоминания об этом Дмитрием Донским. Сам архимандрит Леонид был известным во второй половине XIX в. как: богослов, историк, археограф, библиограф, переводчик и Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. В 1877–1891 гг. он являлся наместником Троице — Сергиевой лавры.
Кавелин Лев Александрович (архимандрид Леонид)
Им были написаны книги о храмах в Боровске, представляющие интерес для наро-фоминских краеведов, о церквях и монастырях Калужской епархии, многие другие, включая и «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении». В ней он приводит и первых удельных звенигородских князей и владельцев её волостей, начиная с 1328 г. и по 1570 год, и которыми по своему порядку были: Иван Красный, сын Калиты (1328–1359); Иван Иванович Малый, сын Ивана Красного, умер в отрочестве (1359–1364); Юрий Дмитриевич, второй сын Дмитрия Донского (1389–1434); Василий Юрьевич Косой (1434–1436); Андрей Васильевич Большой, третий сын Василия Тёмного (1462–1491); Юрий Иванович, князь Дмитровский, второй сын Ивана III (1505–1533); Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Ивана Грозного (1566–11 декабря 1569). Иван Васильевич обменял в 1566 г. Звенигород и его волости, на Верею и Вышгород которыми прежде владел Владимир Старицкий. Сам он до этого обмена дважды бывал в этих полюбившихся ему местах на реке Протве, где пировал и развлекался соколиной охотой. После этого Верея и Вышгородская волость стали дворцовой землёй, которую Иван Грозный включил в опричнину. В XVII в. Фоминское входило в состав Вышегородского стана Верейского уезда. Вероятно, уже после убийства Владимира Старицкого опричниками Ивана Грозного Звенигород с волостями, включая и Фоминское, тоже, как и Вышгород с Вереёй, вошли в дворцовые земли. Ну, а затем оно могло быть пожаловано либо царём Иваном Васильевичем, либо его сыном Фёдором Ивановичем князьям Барятинским в «кормление» за их государственную службу. В то время жалованье, а по-нынешнему времени зарплату в денежном выражении не платили, а жаловали лишь земельными вотчинами, от которых их владельцы и кормились, отсюда и появилось понятие жалованье. Княжеский род Барятинских достаточно древний и являлся одной из ветвей Черниговских князей, потомков Рюрика. Брал он своё начало от князя Мезецкого, получившего в удел Барятинскую волость, ныне деревня Барятино Мещёвского района. Из родословной Черниговских князей следовало, что сын великого князя Киевской Руси Владимира Святославовича, крестившего русскую землю, великий князь Ярослав Владимирович посадил своего сына — великого князя Святослава Ярославовича на княжение в Чернигов, и от него пошли князья Черниговские. Великий князь Михаил Всеволодович Черниговский, правнук великого князя Святослава Ярославовича, назвал пятого сына князем Юрием, который был прозван Тарусским и Оболенским. У князя Юрия был второй сын — князь Всеволод. Его сын Андрей Всеволодович Мезецкий и получил в удел Барятинскую волость.
Князь Михаил Черниговский перед Ставкой Батыя (Смирнов 1888 г.)
От трёх из четырёх его сыновей — князей Григория, Фёдора и Льва Александровичей — пошли три ветви этого рода. Барятинские служили российскому престолу в знатных чинах и жалованы были от государей поместьями. В XVI столетии представители рода Барятинских от Литвы перешли на службу московским царям (Барятино в то время было под литовцами) и, видимо, тогда они уже были жалованы, либо Иваном Грозным, или его сыном Фёдором Ивановичем дворцовой землёй в Фоминском. По этому поводу в «Верейской десятине» братьев Холмогоровых встречаем строки: «По писцовым верейским книгам 7137 г. (1629) в Вышегородском стане значится: «за князем Семёном Петровым сыном Барятинским поместье отца его». Отцом Семёна Петровича был Петр Андреевич Барятинский, в 1594 г., тюменский воевода, в период правления царя Фёдора Ивановича. Сам князь Семён Петрович Барятинский в 1632 году был воеводой в Кромах, о чём есть запись в боярских книгах, а его сын Яков Семёнович в 1679 г. был воеводой Белгородского полка, охранявшего южные границы от набегов крымских татар. Ему посвятил несколько строк в своей книге «Изюмская черта», изданной Воронежским университетом в 1980 г., доктор исторических наук В.П. Загоровский. Ну, а первое упоминание о Фоминском как о селе впервые встречается в «Верейской десятине» опять же у братьев Холмогоровых под 1680 г., принадлежавшем князю Якову Семёновичу Барятинскому, тут же встречаются и сведения о служившем в Никольской церкви сельском священнике Панкрате. Однако у В.И. и Г.И. Холмогоровых, известных в отечественной истории архивистов, написавших уникальный многотомный труд «Исторические материалы о церквях и сёлах XVI – XVIII вв.», включавший в себя: Боровскую, Верейскую, Пехрянскую, Звенигородскую, Загородскую и другие десятины, относительно истории возведения церкви в Фоминском, да и о прошлом самого этого села ничего нет. И только из «Калужской старины» 1904 года издания Калужского церковного историко-археологического общества, в его 4-м томе встречаем и узнаём, что на церковной земле Георгия страстотерпца деревни Фоминское, её владельцем князем Семёном Петровичем Барятинским на реке Гвозне и Наре возведена была деревянная Никольская церковь в 1654 году. Таким образом, именно, с 1654 года Фоминское приобрело статус села. Но, мы продолжим свой рассказ со следующей, не менее интересной книги «Земли Московской губернии XVIII века. Карты уездов. Описание землевладений». Её с группой авторов создал Владимир Святославович Кусов (1935 г. – 2009 г.) – российский историк-картограф и доктор географических наук. На составленной ими карте землевладений Верейского уезда 1766 г. – 1770 г. село Фоминское Суходольского стана Боровского уезда с прилегаемыми землями в 1768 г. принадлежало коллежскому советнику князю Алексею Алексеевичу Путятину и его жене Анастасии Ивановне, в девичестве княжне Барятинской. Общая площадь этого землевладения с пашнями, лесом, сенными покосами, дорогами и рекой составляла 3896 десятин и 9 сажень. В селе было 50 дворов со 188-ю крестьянами, и стояла деревянная церковь Николая Чудотворца. На карте, составленной в 1768 г. по результатам межевания и представленной нами читателю её фрагментом, село Фоминское лежало по обе стороны реки Нары. Рядом с усадьбой на правом берегу речки Гвозни, до впадения её в Нару, вместе с кладбищем стояла и деревянная Никольская церковь, сгоревшая в 1812 году при отступлении французов из Москвы. Место её нахождения, как и самого кладбища, отмечено на карте крестом. В аннотированном каталоге «Подмосковные усадьбы» Андрея Борисовича Чижкова, изданном в 2006 г., среди дворянских усадеб Наро-Фоминского района есть сведения и об усадьбе «Нара», принадлежавшей князьям Щербатовым, ныне занимаемой городским парком имени Воровского. Сама эта княжеская усадьба была основана во второй половине XVIII века княгиней Анастасьей Ивановной Путятиной. Здесь следует заметить, что в XVIII веке в истории России происходил расцвет усадебного строительства, что было в то время не только популярным среди дворянства, но и превращалось в неудержимую страсть. Однако установить последовательно всех владельцев села Фоминского от князя Якова Семёновича Барятинского и до княжны Анастасии Барятинской, в замужестве Путятиной, автору этих строк так и не удалось. Не удалось узнать, и кем были родители самой Анастасии Ивановны. Оставалось лишь предполагать, что её отцом мог быть Иван Семёнович Барятинский (1683–1745 гг.), а село Фоминское, возможно, перешло к ней в качестве приданого при замужестве за князя Путятина. Правда, из некоторых других источников следует, что у И. С. Барятинского был всего лишь один сын. Вместе с тем, замечу, что и Алексей Алексеевич Путятин стал не меньшей загадкой для автора этих строк. Лишь в Интернете из сайта «Русские новости» о восстановлении в селе Хирино Нижегородской области храма усекновения главы Иоанна Предтечи нахожу информацию, что этим селом владел князь Алексей Алексеевич Путятин, скончавшийся в Москве 21 апреля 1790 г. «вдов и бездетен». Втайне от своих прямых наследников князей Шаховских он завещал село Хирино своему дальнему родственнику Н. А. Путятину (1749–1830 гг.) и его потомкам в «вечное потомственное владение». Но поверенные Н. А. Путятина, постоянно проживавшего за границей, продали Хиринскую вотчину в 1817 г. После этого мне остаётся лишь предположить, что А.А. Путятин, пережив свою супругу и не имея от неё потомства, стал владельцем села Фоминского и находившейся в нём княжеской усадьбы вплоть до своей смерти. Не исключено, что и само оно вместе с прилегающими землями были завещаны его дальнему родственнику Н. А. Путятину, поверенные которого всё это продали после его кончины в 1830 году. Но это лишь догадки и предположение, как могло быть. Ну, а самим селом Фоминским с середины 1830-х годов, с чего мы и начали свой краеведческий очерк, стали владеть Дмитрий Петрович Скуратов и его шурин Николай Дмитриевич Лукин, которые открыли в нём бумагопрядильную фабрику. Сами того не подозревая, они дали первый, свежий импульс в экономическое, социальное и культурное развитие самого села, а затем и города Наро-Фоминска.